Кризис трех лет.
Психологи отмечают, что переход ребенка из одной возрастной ступени к другой связан с возникновением нового типа взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности малыша, изменение его поведения, смена детской деятельности, перестройка всей структуры его сознания.
Чтобы психика 2-3летних детей развивалась нормально, взрослые (родители, воспитатели) должны быть особенно внимательны к новым потребностям ребенка в сфере общения и детской деятельности.
Нередко родители очень огорчаются, обнаружив, что им молодое чадо растет бессердечным эгоистом. «Дай немедленно Вове игрушку! Не будь жадиной, это отвратительно!» – кричит порой излишне впечатлительная мама.
Правильный подход к ребенку в этот период поможет смягчить проявление этого возрастного кризиса.
Советы родителям:
Научите ребенка в раннем возрасте любить себя, иначе потом он никого любить не будет.
Никогда не кричите на ребенка.
Если малыш не хочет делиться своими игрушками – ему надо спокойно объяснить, в чем он не прав и как следует поступить. Помните: совесть и великодушие надо сначала вырастить, а уже потом ими можно будет восхищаться.
Никогда не паникуйте, если ребенок ведет себя эгоистично, непредсказуемо; чем глубже кризис, тем выше следующий за ним взлет.
Удвойте внимание и заботу по отношению к ребенку, не допускайте нервозности и суеты в общении с малышом.
Постоянно излучайте спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем, поддерживайте в ребенке уверенность в своих возможностях.
Деликатно, ненавязчиво активизируйте поведение и познавательную активность ребенка.
Проявляйте терпение, не форсируйте события.
Чередуйте осторожное стимулирование познавательных процессов ребенка с паузами, возвратом к его привычному поведению и отдыху.
Помогайте осознавать ребенку вредные для него последствия любых капризов.
Спокойно возвращайте малыша к реальной ситуации, к ее пониманию.
Не упрекайте малыша, если он допустил промах, не обвиняйте его, старайтесь не замечать неудач ребенка.
Не произносите вслух никаких уничижительных высказываний в адрес ребенка.
По мере развития ребенка знакомьте его с разнообразными свойствами окружающих его предметов, формой, окраской, звучанием и т.д.
Стимулируйте речевую активность малыша, хвалите его за успехи.
Расширяйте круг активного общения ребенка.
Помогайте в играх, поддерживая всестороннее развитие ребенка.
Следите за питанием, сном и отдыхом малыша, не допускайте его нервных перегрузок.
Не гасите искусственно активность ребенка, направленную на расширение игрового пространства и увеличение количества предметов, с которыми он играет.
Не смейтесь над ошибкам ребенка; нужно мягко поправлять, учить малыша.
Убирайте те игрушки, которыми ребенок не играет. Потом их можно снова достать.
Старайтесь не поощрять капризы ребенка; лучше не придавайте им особого значения, рассматривайте их как мелкий проходящий эпизод.
Не относитесь с излишней строгостью к малышу ради формального соблюдения режима, давайте время для адаптации ребенка к новым условиям и т.д.
Выдержка и терпение, как правило, приводят к разрешению кризиса благодаря как самой крепнущей психике ребенка, так и помощи ему со стороны взрослых.
Общая победа над трудностями роста создает новую ситуацию взаимоотношений в семье, детском саду и обеспечивает менее болезненный переход к следующему этапу развития психики – этапу развития речемыслительной активности, который готовился с первого года жизни.